Георадарное обследование автомобильных дорог 

Георадарное обследование автомобильных дорог.

Обследование зданий и сооружений
Строительная экспертиза
Промышленная безопасность
Проектные работы
Cтроительные работы
Отправить заявку
Контакты

Строительная экспертиза:
Тел.: +7 (960) 516-91-15

 
О компанииО компании Заявка на проведение строительной экспертизыОтправить заявку Наши представительстваПредставительства
Склеп на радиограмме Фундамент Фундамент с прилежащими коммуникациями Трубы в поперечном сечении

Георадарное обследование автомобильных дорог

Важность детального изучения геологического строения и поведения грунтовых или поверхностных вод при инженерных изысканиях под строительство и реконструкцию автомобильных дорог не вызывает сомнений. Однако грунтово-гидрогеологические изыскания очень трудоемки, поэтому при их выполнении плотность шурфов, буровых и зондировочных скважин очень низкая, и результаты изысканий носят интервальный характер. Более того, при проложении новых трасс автомобильных дорог или разведке карьеров дорожно-строительных материалов не всегда механические буры могут быть доставлены к месту проведения работ, а ручным бурением также трудно добиться требуемой плотности. Геологический же разрез между двумя скважинами (или шурфами) прогнозируется геологом исходя из его знаний и опыта работы. В то же время основные разрушения автомобильных дорог вызываются недостаточным знанием геологического строения при проектировании или непредсказуемым поведением грунтовых вод, особенно в местах между выполненным бурением. Ошибки, допущенные из-за неправильной оценки грунтово-гидрогеологических условий, очень дорого обходятся дорожникам, и их устранением приходится заниматься ежегодно, так как изменить направление эксплуатируемой автомобильной дороги не так-то просто. А значит, необходимы высокопроизводительные, экологически чистые и неразрушающие методы определения грунтово-гидрогеологического строения, позволяющие получить непрерывные разрезы. К таким методам относится подповерхностная радиолокация, реализованная в грунтовых (контактных) георадарах. Область применения георадаров в дорожном строительстве:
  • обследование автомобильных дорог;
  • обследование искусственных сооружений;
  • обследование существующих транспортных сооружений;
  • грунтово-гидрогеологические изыскания участков местности;
  • оценка запасов дорожно-строительных материалов в карьерах;
  • наблюдение за состоянием дорожных конструкций;
  • оценка качества выполняемых дорожно-строительных работ и т.п.
  • разработка электронных карт;
  • разработка рекомендаций по применению нетрадиционных и местных материалов в дорожном строительстве.
С помощью георадарных обследований автомобильных дорог по радарограммам устанавливаются границы (подошвы) грунтов и положение уровня грунтовых вод. Как показали результаты георадарных обследований, проектные толщины конструктивных слоев дорожной одежды очень часто не выдерживаются. При этом там, где не соблюдена проектная толщина слоя основания, обязательно увеличена за счет последующих ремонтных работ толщина покрытия. Первые обследования в 1998 г. 16 км автомобильной дороги Москва - Архангельск показали, что на 97% обследуемых участках необходимо сначала осушить рабочий слой земляного полотна, а потом приступать к усилению дорожной одежды. Из обследуемых участков только на 3% можно проводить усиление дорожной одежды без осушения грунтов земляного полотна. Выявление литологических границ грунтов, которое характеризуется при георадарных работах большой амплитудой сигнала на подошве каждого слоя, позволяет на протяжении продольного профиля проследить толщину слоев из стабильных материалов, оценить состояние и степень заиления кондиционных песков рабочего слоя дорожной конструкции. По времени прохождения сигнала и известной мощности слоя можно судить о влажности грунтов земляного полотна. Избыточная влажность грунтов укажет на необходимость выполнения работ по его осушению. В том случае, когда толщина слоев из стабильных материалов не выдержана, необходимо поднять земляное полотно, или обеспечить отвод поверхностных вод, или понизить уровень грунтовых вод. Для отвода поверхностных вод достаточно оценить обеспечение поверхностного водоотвода, уложить дополнительные водопропускные трубы и выполнить прочистку и углубление боковых и водоотводных канав. Максимальная амплитуда сигнала георадара, как правило, проявляется на границе грунтовых вод, которая достаточно хорошо читается по радарограмме. При известном положении уровня фунтовых вод, когда не выдержано требуемое расстояние от уровня грунтовых вод до поверхности покрытия, необходимо при пылеватых подстилающих грунтах поднять высоту земляного полотна либо при дренирующих подстилающих грунтах понизить уровень грунтовых вод с помощью дренажей глубокого заложения, которые могут быть размещены под обочинами или кюветами. Помимо границ грунтов и положения УГВ, с помощью георадарных технологий можно выделить следующие дефекты:
  • зоны просадочных и разуплотненных грунтов, карстовых деформаций;
  • зоны инфильтрации поверхностных и грунтовых вод;
  • зоны неоднородных, пылеватых, пучинистых грунтов;
  • положение кривой скольжения на оползневых участках;
  • пространственное расположение подошвы водоупоров;
  • вымоины и размытые зоны с переувлажненными грунтами в их основании и др.

Методика георадарного обследования автомобильных дорог

Перед выполнением работ изучается вся имеющаяся документация по обследуемой дороге (рабочие проекты, продольные профили участков дороги, результаты определения ровности, коэффициента сцепления и модулей упругости на поверхности покрытия и т.д.). По заданной глубине зондирования выбирается тип антенн и длина волны зондирующего сигнала. Проводится контрольное бурение и в зависимости от поставленных задач из расчета 3-5 скважин на 15 км автомобильной дороги с определением толщины слоев дорожной конструкции и отбором проб грунта. По отобранным пробам определяется фактическая влажность грунта. Назначается маршрут движения. Работы выполняются при скорости сканирования 2-5 км/ч. При проведении работ придерживаются следующей технологии. Записываются непрерывные файлы протяженностью 1 км в продольном направлении, а также при ручной протяжке георадара в местах сверенных контрольных бурений в поперечном направлении. Отмечается до 30 меток на км. С помощью меток фиксируются ситуация и инженерные сооружения на дороге, техническое состояние покрытия. 

© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: контроль сварных швов, обследование конструкций, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.